Дейв: Ах. Дейв: Давай-ка на секунду отвлечемся. Дейв: У тебя азиатское имя. Шен: Серьезно? Надо же, как меня одурачил Ли Томпсон – каштановые волосы и все такое прочее.
Дейв: Так из какой части Азии имя родом? Шен: Мой отец родился в городе Хунян, в Китае, но его семья бежала на Тайвань, когда ему было два года. Мама родилась и выросла в горах Тайваня. Но они ни разу не виделись, пока оба по разным причинам не приехали в Атланту.
Дейв: Ты американец. Людей это не сбивает с толку? Шен: Вообще-то…меня смешит, когда некоторые шутят, что, мол в этом году [2003] на AWA в конкурсе Iron Chef выступает США против Великобритании, потому что во мне нет ни капли белой крови. Но, думаю, пока что мне не случалось столкнуться с людьми, которые бы подумали, что я приезжий и не говорю по-английски, если ты об этом. Я из тех, кого мои родители называют КАП – китаец американского происхождения (в оригинале American Born Chinese, ABC – прим. перев.). Если не считать кое-каких любимых блюд, то я американец во всем, кроме крови в жилах.
Дейв: А случалось такое, что к тебе подходили с просьбой заговорить по-китайски? Шен: Да, когда я учился в младшей школе:) Меня это всегда смущало. И вообще довольно долгое время я просто-таки ненавидел свое происхождение, только когда доучился до старшей школы начал кое-как с этим справляться. Пожалуй, именно тогда окружающие подросли и перестали меня доставать. Сегодня я принимаю все как есть и спокоен на этот счет. К большому моему огорчению (и маминому тоже), сейчас я двух слов не свяжу по-китайски. Честно, это очень грустно, ведь это – мой первый язык. Но вот понимаю я китайский довольно неплохо. Могу разобрать, что персонажи-китайцы из всяких нашумевших американских фильмов, вроде «Смертельного оружия 4» говорят друг с другом на разных диалектах. И знаю достаточно, чтобы понять, что упустили при переводе «Крадущегося тигра, невидимого дракона».
Дейв: Дальше. Куда именно в Огайо вы переехали? Шен: В Огайо мы сменили три дома в двух разных городах. Вначале жили в Чиликоте, где родился мой брат. Потом провели примерно восемь лет в Дейтоне…приблизительно четыре года в одном доме и четыре в другом. Я учился в двух разных школах, но обе были в одном районе. Когда меня спрашивают, где моя «родина», я обычно называю Дейтон, потому что именно там я повзрослел ощутимее всего.
Дейв: Каково это – расти в многонациональном доме в штате имени Browns, плохого пива и Дрю Кэрри? (Browns – команда по американскому футболу, из города Кливленд, Огайо; Дрю Кэрри – знаменитый американский комик, ведущий «Шоу Дрю Кэрри» - прим. перев.) Шен: Знаешь, сам я никогда не считал этот дом многонациональным. Мой отец, по большому счету, вырос на Тайване, и от китайской культуры мало что сохранил, разве что свой, местный диалект, который в моей семье не понимает НИКТО, кроме него самого. Дома у меня говорили на мандаринском наречии, потому что это самый распространенный диалект. Но, как бы то ни было, это считалось вполне…м-м…нормальным. Такой вполне типичный провинциальный быт. Я играл с ребятами по соседству, ходил в школу, и т.д., и т.п. А что до Browns – я жил в сорока минутах езды от Цинциннати и часах в четырех езды от Кливленда, так что я определенно фанател от Bengals. (Bengals – команда по американскому футболу, город Цинциннати, Огайо – прим. перев.)
Дейв: Что насчет раннего влияния аниме в эти годы? Шен: Ни капли:) Ты торопишь события лет на десять. Я поздно этим пронялся :D Шен: Ну, если это считается, я сходил с ума по «Трансформерам». Шен: О-о-о, и еще «Вольтрон». Но, честное слово, я не отношу это к «влиянию аниме», потому что для меня-ребенка все это были просто классные мультики, такие же, как любые другие.
Дейв: Чем еще ты увлекался в детстве, кроме школы и мультиков? Шен: Примерно в те годы я ПО-НАСТОЯЩЕМУ полюбил кино. Больше всего мне нравились «Полет навигатора» и один канадский фильм, называется «Собака, которая остановила войну». Он про группу детей, которые на рождественских каникулах устроили настоящую эпическую снежковую войну…одна команда построила ЗДОРОВЕННУЮ крепость размером с дом (это смешно и нелепо, конечно, но ведь мне было всего семь лет). Я пересматривал эти фильмы изо дня в день, пока папа не начинал кричать, что я впустую трачу время. Где-то в эти же времена отец еще настаивал, чтобы я начал заниматься спортом (сам он играл в баскетбол за команду своего колледжа на Тайване), и хотя это было мне в целом по душе, но чаще я предпочитал сидеть дома со своими фильмами. Шен: Черт, меня послушать, так выходит что мой отец прямо какой-то жестокий диктатор :D
Дейв: Хммм…Папа Шена=ПолПот? [Диктатор, при котором в Камбодже вели резню в концлагерях «полей смерти»] Шен: Хаха…ха. Понимаешь, мой дед был военным, а отец служил в армии на Тайване (всем мужчинам Тайваня положено отслужить два года), и потому у меня в семье были довольно строгие порядки – по сравнению с семьями других малышей, с которыми я играл. Но все всегда было в меру. А вообще-то, когда мне хотелось новую игрушку или что-нибудь подобное, я шел и просил у мамы:)
Дейв: Так КОГДА же аниме все-таки появилось в твоей жизни? Шен: Старшая школа, последние годы:)
Дейв: Ой-ё. Шен: Моя двоюродная сестра, которой было двадцать лет или около того, приехала к нам на лето, и родители все сватали ее за своего друга, молодого врача. Он, наверное, увлекался аниме, и взял для нее в прокате Devil Hunter Yohko. Сестра пожаловалась что это гадость и сплошная обнаженка. Когда-то у меня было несколько друзей, которые серьезно увлекались аниме, так и я тоже посмотрел – из любопытства. Мне показалось, что в общем это неплохо, но за душу не взяло. Потом пошел в магазин «Blockbuster», попробовал найти что-нибудь еще в том же духе…и принес домой какой-то сериал под названием Shuten Doji:The Star Kid. Это оказался просто кошмар, и я на некоторое время охладел к аниме. Потом я пересекся с одним парнем из школы, Грегом, который был большим поклонником аниме. Он был без ума от Evangelion и все настаивал, чтобы я тоже его посмотрел. В то время я не смог найти этот сериал ни в одном видеопрокате, а покупать для меня было дорого, и по совету Грега я взял посмотреть Battle Angel. Эмоциональный фон в нем просто сразил меня наповал, и я стал брать напрокат все больше аниме. К сожалению, в то время (конец 97го) в прокате попадались по большей части ранние релизы Manga и CPM, в которых сюжеты были никакие, зато было полно обнаженки и насилия. Я так и не проникся аниме по-настоящему, пока не поступил в колледж. Там на ярмарке студенческого досуга я наткнулся на столик аниме-клуба Duke и начал посещать их встречи. За первый год учебы я посмотрел Fushigi Yuugi, Escaflowne, Nadia, Marmalade Boy и кучу прочих сериалов и подсел на аниме окончательно. К концу второго семестра в колледже я уже числился в составе руководства клуба.
Дейв: Ничего себе! А на кого ты учился? Шен: Мой профиль был – биоинженерия. Но только два года назад, когда я начал работать, я полностью осознал, что НЕНАВИЖУ всякие технические заморочки. Уильям Милберри /William Milberry однажды заметил, что когда дело касается клипов, я на удивление плохо справляюсь с техническими аспектами, как для инженера. Зачастую стараюсь держаться подальше от спецэффектов и то и дело обращаюсь к Яну Робертсу/Ian Roberts с просьбой помочь в технике. А может мне просто лень. Да, такой вариант мне больше нравится. Шен: Единственный светлый момент, связанный с биоинженерией – это когда мы с моим приятелем Дейвом спаяли для учебного проекта джойстик от Playstation с роботехнической «рукой». По идее должен был выйти хирургический прибор, но для меня это было просто прикольное развлечение.
Дейв: хехе. Дейв: Пока что я не вижу совершенно никакой связи между учебой и увлечением аниме. Ну разве что и одно, и другое проходило в одном и том же студгородке. Дейв: Что насчет видеомонтажа? Шен: Ты про АМВ?
Дейв: Про видеомонтаж в целом. Все началось с АМВ? Шен: Какой бы то ни было видеомонтаж я начал делать довольно поздно. На первом для меня конвенте, думаю это был Animazement 98…ну, каким бы ни был этот первый Animazement, я бродил в поисках своих друзей и вдруг наткнулся на конкурс АМВ и увидел клип Дуэйна Джонсона/Duane Johnson I’m too sexy. Концепция клипа меня просто ошеломила. Мне всегда нравилось совмещать музыку с другими исходниками. В старшей школе я делал учебный проект по литературе, и попытался продемонстрировать, как читается „Завтрак чемпионов” Воннегута. В общем, я просто взял песню и проиграл ее, но при этом случайным образом прерывал ее очень странными аудиотреками. А что до аниме-клуба Duke – я готовил «промо-ролики» для ярмарок студенческого досуга, делал подборки из анимешных сцен и под них запускал музыку случайным образом. И потому, когда я впервые увидел АМВ, внутри меня просто-таки что-то щелкнуло.
Дейв: И ты подумал про себя «Эй, так и я могу!». Шен: Хех, нет, вообще-то нет, я подумал «ЧЕРТ побери, как они это сделали?». Еще несколько лет прошло, прежде чем я начал всерьез размышлять о том, что мог бы делать клипы, но и тогда я еще не принял решения всерьез. Шен: Я понял, что меня это занятие очень привлекает, но все не мог придумать, как бы я мог сделать то же самое. Шен: Я выяснил, что у всех этих АМВмейкеров был доступ к профессиональному оборудованию или что-то в этом роде.
Дейв: За время между тем, как ты увидел свой первый клип и ты создал свой первый клип, видел ли ты другие примечательные АМВ? Шен: Да, на встречах в аниме-клубе, в перерывах, президент клуба показывал клипы со старой кассеты, записанной для AWA (Anime Weekend Atlanta – прим. перев.) и пары кассет с конкурсов на Otakon, которые ему удалось раздобыть. Из тех, что впечатлили больше всего я могу вспомнить True Faith Дуэйна Джонсона/Duane Johnson, Ranma Kombat Тима Парка/Tim Park, One In A Lifetime Майкла Ко/Michael Ko, Banditos Брэда де Мосса/Brad DeMoss и, конечно, My Euthanasia, автора клипа сейчас не помню. Шен: И вот все мы садились и пялились на эти клипы. Шен: О-о-о, как мог забыть, еще Master and Servant Скотта Мельцера/Scott Melzer. Так смешно, мы последние пару лет знакомы очень близко, и только спустя очень долгое время после знакомства я понял, что этот клип сделал он.
Дейв: Каким был твой первый клип? Шен: Ну, технически первым моим клипом был эксперимент в Ulead Media Studio (программа, похожая на Premiere). Я запустил программу и три часа просидел, изучая ее, собирал сцены из Ruroni Kenshin под 40-секундную песню в стиле панк-рок; использовал MPEG-файлы, которые скачал из сети. Потом я сделал клип на полную версию темы из Mortal Kombat (позже я переделал этот клип и выпустил его под названием «Kyoto Kombat»). Но первым клипом, который я действительно куда-то «выпустил», был Solitude, под песню в исполнении группы моего брата. Ему понравился тот клип, что я сделал под Mortal Kombat, он знал, что вскоре я собираюсь на Otakon и предложил представить там АМВ на одну из своих песен – это была бы отличная возможность рассказать о его группе. Так что я пошел и купил себе видеокарту ATI All-In-Wonder, и сделал клип по Kenshin на одну из песен его группы. На Otakon этот АМВ не попал, но стал первым из трех клипов, которые я сделал с использованием песен этой группы. Шен: Думаю было это летом 1998 года.
Дейв: Тогда, в самом начале, ты наверняка не стремился продемонстрировать запредельную технику. Чего ты хотел добиться, делая эти клипы? Шен: *смеется* В общем и в целом я просто хотел, чтобы видеоряд подходил под слова песни. Тогда меня даже тайминг не волновал. Я просто вставлял видеофрагменты, да и все. Не подправлял длительность, ничего такого. Кроме того, клипы я делал вроде как в вакууме. Других АМВ не смотрел, делал то, что хотел и по своему. И знать не знал, что в это же время вышли клипы Sleep Now Джо Кросдейла/Joe Croasdaile и Engel Кевина Келдвелла/Kevin Caldwell. Вообще понятия не имел, во что я ввязался. Шен: Когда я увидел качество клипов на Otakon, для меня это был невероятный шок. Я-то думал, что у меня отлично получается и расстроился, когда мой клип не пропустили, но потом прочие клипы на Otakon просто-таки меня ошеломили.
Дейв: В тебе, можно сказать, проснулся дух протеста? Шен: Хммм….Нет, не то чтобы мне захотелось противостоять и соревноваться; скорее, стало неприятно, что мои клипы не сочли достойными. Первые мои клипы я подал к участию в Otakon и Anime Expo, и ни один из них не показали. Это было больно. Я вовсе не стремился уделать прочие АМВ, но огорчало то, что мои и показать-то не показали.
Дейв: Так что же ты сделал, чтобы твои клипы стали лучше? Шен: Я пересмотрел целую КУЧУ прочих клипов, и это лучший совет, какой я могу дать другим клипмейкерам:) Черт возьми, вплоть до седьмого или восьмого моего клипа я даже не знал, что такое наплыв и затемнение. Ну а еще – еще я просто делал множество клипов. За прошедшие два года сделал больше десяти, но в первый год клипмейкерства сделал около двадцати. Наверное я просто медленно учусь.
Дейв: Ты упомянул, что песни своего брата использовал трижды. Помимо простого кровного родства… Дейв: …почему это для тебя оказалось так важно? Шен: Ну, что до песен моего брата, я просто почувствовал, что могу сделать и еще что-нибудь, ведь мы вроде как вместе с ним работаем. Я знаю, что он на меня рассчитывает, ждет, что я как положено представлю миру его песни, а я не хочу в этом деле слажать. Два года спустя он вместе с приятелем-музыкантом поехал на AWA (Anime Weekend Atlanta – прим. перев), только для того, чтобы поглядеть, как клип на его песню покажут толпе. В этом году, для участия в конкурсе Pro Contest я выбрал еще одну песню в исполнении его группы. Уже пару лет мы с ним думаем о том, чтобы вместе написать песню специально для АМВ, но мне не хочется делать песню, которая будет просто отражать какие-нибудь сцены из аниме, а мне останется только вставить эти сцены. И потому мы все откладываем эту задумку, пока не будет по-настоящему хороших идей. Вдобавок все мои порывы к музыкальному творчеству остались в старшей школе.
Дейв: Итак. Группа твоего брата – не единственная группа, чьи песни ты использовал трижды. Однако. В то время, как твой брат и его группа у тебя в большом почете; об этих вторых ты мнения совершенно противоположного. Шен: Вообще-то считая со средней школы мой брат сменил около семи групп. Основной состав не менялся (вот ударник, например, вместе с ними уже лет восемь), но все эти группы выходят очень уж непрочными. Черт возьми, та группа, песню которой я взял для клипа на Pro Contest уже распалась.
Дейв: А я, конечно же, имел ввиду тот факт, что ты сделал не один, но целых ТРИ клипа на песни Limp Bizkit, и все же ты всегда открыто признавал, что терпеть эту группу не можешь. И мой вопрос…почему? Шен: У них кошмарные песни (особенно сейчас), но в те дни они были ГЛАВНЫМ сырьем для АМВ. Как можно было отказаться от Break Stuff или Nookie? Что до Break Stuff, то это все мой брат, это он виноват, потому что LB постоянно играли у него в машине, а что до Nookie и Faith, то меня вдохновил их комедийный заряд:)
Дейв: Один из моих любимых клипов у тебя – тот, что на Giant Robo. Мне нравится исходник, и это один из двух клипов, в которых материалом из Final Fantasy 8 распорядились лучше, чем собственно в FF8. Шен: Мне до смерти нравится этот сериал. Мой приятель Дейв все болтал, что сделает под эту музыку клип на Escaflowne, и было это четыре года назад. На сегодняшний день он так этот АМВ и не сделал. Но мне очень понравилось, как это ощущение эпического героизма в мелодии передается видеорядом Giant Robo.
Дейв: Что мне особенно понравилось в этом клипе, так это насколько все хорошо сочетается. Шен: Спасибо:) Потому-то я его и сделал, наверное. Вокруг этого сериала подняли такую шумиху, но тем-то он и привлекает. А песня все это только подчеркивает…Сама задумка пришла мне в голову, когда я возвращался в школу после большой перемены, и мысли все крутились и крутились вокруг нее.
Дейв: Что ты чувствуешь, когда отправляешь клип на конкурс? Шен: Чаще всего это «Боже мой, надеюсь я не наделал там вопиющих ошибок». А еще есть такое чувство: «Что подумают об этом зрители? Может, потом будут плеваться за кулисами?»
Дейв: Ну а если ты сам сидишь среди зрителей и смотришь, как показывают твои клипы? Шен: Ну, на первый для меня конвент AWA (AWA 5) моя тогдашняя девушка подала несколько клипов. Один из них – «My Little Pony» на тему из саунтрека сериала Brain Powered под видеоряд из Тоторо. Эта мелодия – такая маленькая славная инструменталка, но, думаю, публика настроилась увидеть пародию на сериал, из которого взяли песню, и потому многие просто освистали клип. Я повернулся, чтобы ее приободрить, а она сидит в непередаваемом страхе. Не видит меня, не видит ничего вокруг, только смотрит перед собой расширенными от ужаса глазами. Вот приблизительно так я чувствую себя, когда показывают мои клипы. Когда я показывал свой клип Sappy Self-Indulgence на нашей совместной с ЭК презентации в прошлом году, то чувствовал то же самое, хотя народ кругом подбадривал меня, все хлопали как сумасшедшие. На некоторых конвентах раздают списки – в каком порядке покажут клипы. И в таких случаях я просто трясусь и нервничаю, пока мой клип не запустят…а когда клип уже показывают, волнуюсь еще раз в десять больше. Но если я не знаю заранее, когда мою работу покажут, то просто превращаюсь в сгусток тревоги и нервов¸ и когда наконец-то начинают показывать мой клип, сердце останавливается на пару мгновений.
Дейв: А что происходит, когда тебя зовут получать награду? Шен: Откровенно говоря, когда объявляют, что победитель – я, первым делом понимаю, что я в полнейшем замешательстве. И когда поднимаюсь на сцену, всегда делаю что-нибудь, чтобы скрыть волнение – чешу в затылке или прикрываю рот, как будто бы кашляю. Но когда я уже на сцене, остается лишь чувство бесконечной благодарности зрителям и судьям. Я целиком и полностью понимаю, что чувствовал Роберто Бениньи, когда он получил «Оскар» и заявил, что готов заняться любовью со всеми сразу.
Дейв: Такая жизнь прекрасна… Шен: Мне было очень плохо, когда я выиграл турнир мастеров на AWA 6, потому что я чувствовал, что не заслужил этого. Уж не знаю почему, просто чувствовал, что не заслужил. Кто-то сказал мне тогда, что вид меня такой, словно вот-вот расплачусь, но на самом деле я просто был совершенно сбит с толку.
Дейв: Могу себе представить. Должно быть это тяжело – пересмотреть кучу клипов, которые сделали лучшие из лучших, и вдруг услышать от кого-то, что твоя работа оказалась самой удачной. Шен: Странное чувство. Действительно очень непросто уместить в себе эти два ощущенья – «У тебя получилось лучше всех»! и «Ух ты, у меня получилось лучше всех!».
Дейв: Что, с твоей точки зрения, определяет хороший клип? Шен: Мне нравится, когда клип начинается уверенно, но просто, а потом вдруг резко выплескивает на меня что-то такое, от чего прямо сердце ёкает. Так получилось с Rhythm of the Heat Брэда де Мосса. Но, конечно, для хорошего клипа это еще не все. Мне ну очень нравится, когда автор с самого начала и до конца знает, что он делает, и преподносит это мне. Я смотрел кучу клипов, где при виде концепции думаешь «Ну ёлки-палки!», а потом вдруг из ниоткуда является автор и сражает меня наповал.
Дейв: Может быть назовешь хоть пару таких АМВ? Шен: Например клип Натана Безнера/Nathan Bezner на “Engel”, где вместо комедийного/экшн-видения, как у Кевина Келдвелла, он представил драму. Клип от Kwasek Only in Dreams, где он берет песню Weezer, исполненную тоски и одиночества, и выдает лучший клип по Cowboy Bebop, который я когда-либо видел. Эта песня от Weezer, по правде, до ужаса длинная и нудная…терпеть ее не могу, но этот клип я просто ОБОЖАЮ. У меня от него мурашки бегут по коже.
Дейв: Здорово. Шен: Черт, еще Memories Dance Влада Понерта/Vlad Pohnert…за год до этого я посмотрел отличный клип, на одну только Mononoke Hime. Клип Влада меня вначале не впечатлил, но я пересмотрел его еще раз, повнимательнее, и понял, насколько он красив и хорошо продуман. Мне хочется все время удивлять зрителей. АМВ Брэда и Джейсона Солс/Brad and Jason Salce на Мононоке напрямую повлияли на мой клип My Iron Lung – FLCL под Radiohead. Мне хотелось начать с медленной песни, а потом разразиться неистовым экшном. Мне хотелось, чтобы зрители начали засыпать, а потом сразу же врезать им в челюсть.
Дейв: И это мне тоже нравится в твоих клипах. Шен: В последнее время, это особенно заметно в My Iron Lung и клипе на Fushigi Yuugi под песню Dido, мне нравится представлять исходники в новом свете. До недавнего времени я, хоть и не видел FLCL, но знал, что в общих чертах это аниме глупое и пародийное, и потому мне захотелось показать, что за темную сторону я разглядел в сериале. А в клипе по Fushigi Yuugi я стремился показать совершенно бесшабашную Миаку с иной, неизвестной стороны.
Дейв: Чего ты ждешь от хорошего АМВ? Шен: Вообще-то это сильно зависит от жанра клипа, хотя я терпеть не могу делить АМВ на жанры. Если комедия – то я жду, что покажут что-то действительно смешное. Фансервис на пару со строчками про «сиськи» меня не устраивает. Если экшн – то жду энергии. Тим Стейр/Tim Stair отлично знает, как зарядить клип энергией, даже если в исходнике вообще ничего такого не происходит. Если драма (это вообще, наверное, святое, раз столько народу их делает) – то планка будет повыше. Драмы делают все кому не лень. Я хочу, чтобы рассказ меня тронул. А сделать нарезку на Bring Me to Life – Evanescence может кто угодно. Но клип должен быть особым, чтобы я взаправду поверил, что автор достаточно сильно любит и аниме, и песню, достаточно, чтобы свести их в единое целое. Для меня очень существенна разница между тем, кто делает АМВ на определенную песню потому, что она подходит под содержание, и тем, кто делает клип потому, что уверен – песня и видеоряд, объединившись, прозвучат связно и трогательно.
Дейв: Ну что же…Ты уже заработал очень серьезное признание, так скажем стал своим. Сделал несколько клипов. Дважды [на момент проведения интервью] принимал участие и победил в соревнованиях Iron Chef (конкурс, в котором нескольким участникам предлагается сделать клип за краткий промежуток времени, обычно несколько часов. Готовые клипы тут же получают оценку жюри по ряду параметров. Соревнования Iron Chef проводятся как в рамках аниме-конвентов, так и в интернете – прим. перев.), а теперь помогаешь Брэду де Моссу/Brad de Moss в создании проекта DDR (Dance Dance Revolution – прим. перев.), который длится уже третий год.
Дейв: Откуда ты черпаешь энергию и вдохновение, что тебя поддерживает? Шен: Благоприятная среда. Я дружу кое с кем из известных клипмейкеров. В беседах с Яном Робертсом/Ian Roberts то и дело подновляю заряд того драйва, что побуждает меня вновь и вновь браться за дело и добиваться хотя бы видимости мастерства. От ЭК я подпитываюсь этой потрясающей атмосферой «наплюй на всех и делай как захочется». Клипмейкеры «старой школы», такие как Ли Томпсон/Lee Thompson и Брэд де Мосс всегда учат меня, что самое главное, основное – это аниме-исходник и музыка. Ну а сам я делаю что хочу. Клип Sappy Self-Indulgence я просто ненавидел. Akimbo из студии More Than Toast уговорил меня показать этот АМВ в рамках совместной презентации с ЭК. Сейчас я зачастую просто забиваю на инстинкты и делаю клипы как захочется. Шен: И начинающим клипмейкерам я хотел бы сказать – «Черт возьми, делайте все, что хотите». У меня с самого начала только так и выходило, и вот – все получилось. Блин, когда я только-только начинал, то слышал, как другие смеются над моими лажевыми попытками.
Дейв: Знаешь, а меня так заносит только если вдруг напьюсь у всех на виду :Р Дейв: Да кстати говоря. А что на самом деле было в той-самой бутылке «Спрайта»? Я уверен, что никакого «спрайта» там не было и близко. Шен: Хаха. Ну…перед первым моим состязанием Iron Chef я ЖУТКО нервничал. Мой друг должен был принести бутылку чего-нибудь такого, чтоб прошибло как удар пьяного мастера, вот только он ушел, да так и не вернулся. Jingoro пытался раздобыть бутылку рома, но ничего у него не получилось. Так что в конце концов я попросил Джея, моего приятеля, чтобы он притащил мне выпить. Говорю ему: «Нужно что-нибудь покрепче». Как позже выяснилось, он достал бутылку водки и почти всю ее перелил в бутылку от поллитрового «Спрайта». Нервы у меня были уже просто на пределе, так что я просто выпил все это залпом, не задумываясь. Вдобавок не ел перед этим часов десять, и легче от этого не стало. Этот «Спрайт»/водка мне еще вышел боком, было очень неприятно. Я вначале, пока делал монтаж, даже не почуял алкоголя, настолько волновался.
Дейв: Ой-ё. Но потом, в процессе, наверное, догадался? Ну по крайней мере под конец:) Шен: Да, начал замечать, что не выходит управлять мышкой как положено, но было уже слишком поздно. Черт побери, к тому времени Джей уже уехал домой. Он все пропустил.
Дейв: Однако ты все же как-то выкрутился. Шен: Я потом пересмотрел этот клип с Iron Chef и понял, какой же это кошмар. Думаю я справился лишь благодаря паре фрагментов с липсинком. Той ночи не помню вообще. Я рано вырубился, пропустил всю секцию АМВ, которая началась позже в зале Джейсона Солса и Джо Кросдейла/Joe Croasdaile. И так вот получилось, что теперь меня зовут пьяным клип-мастером. Вспоминается тот старый анекдот про одного ирландца, который заканчивается словами «Но стоило мне один раз от**меть козу…». Прочие клипмейкеры после той ночи были совсем в кусках, в отличии от меня, но почему-то вся сомнительная слава досталась именно мне.
Дейв: Ну знаешь! Если клипать пьяным на виду у толпы в 500 человек, то поневоле прославишься. Шен: В прошлом году на AWA я принял меры, чтобы не пришлось клипать пьяным:) Купил в отеле дорогущий сэндвич и съел его, пока шла церемония награждения AWA, чтобы меня не порвало в ходе Iron Chef.
Дейв: А вот теперь ты вдобавок подключился к проекту DDR и помогаешь Брэду и Куу/Quu. Как так вышло? Шен: Думается, дело было так. Когда дорабатывали первый проект DDR, случилась большая лажа. Половина народа, которым поручили делать отдельные треки, куда-то подевалась. Ли Томпсону посчастливилось пересечься с нами и привлечь к процессу. Все кончилось тем, что мы, всего-то пара человек, сделали 2-3 трека сверх нормы, чтобы закончить начатое. Влад Понерт/Vlad Pohnert, Натан Безнер/Nathan Bezner, Эрик Кобе/Eric Kobet, Ли и я, всем нам в конце концов досталось по четыре трека. Позже нашей группе из-за этого пришлось очень несладко. Я выписал кое-какие базовые предложения по следующему проекту. На 50% это были мои добровольные начинания, и на 50% просьбы Брэда проследить, как авторы работают над своими треками. Вот примерно так все и началось. Брэд по-прежнему отвечает за творческую основу проекта и тому подобное, но по большому счету именно я добиваюсь, чтобы треки были готовы вовремя, и если понадобится – нахожу замену авторам. Последнее мне по душе, потому что чувствую – у меня к этому неплохой талант, потому что часть очень классных треков поступает именно со «скамьи запасных».
Дейв: Так на что же будет похож DDR 3? Шен: Это просто чудо. Пока что я видел лишь половину треков, и уверен – это и вправду будет демонстрация подлинного потенциала АМВ-мейкеров. Для меня это будет одно из самых долгожданных зрелищ на AWA в этом году.
Дейв: Скажи, если бы ты мог изменить что-нибудь в истории твоего становления как клипмейкера, ты бы стал что-то менять? Шен: Если бы только я смотрел побольше клипов в начале этой истории…А так я настрогал кучу совершенно никаких АМВ, прежде чем поглядел на другие клипы и осознал их потенциал. После того, как я увидел клипы других авторов, я начал переоценивать результаты моего монтажа и стараться не валить все в кучу.
Дейв: Что в любом клипе-проекте самое важное? Шен: В общем и в целом – знать наверняка, что я подобрал песню и аниме, которые сойдутся, сольются в одно целое. Я не из тех, кто пытается ослепить зрителей эффектами и таким образом навязать им суть клипа, и никогда таким не был. Если мне важно показать аниме с непривычной стороны – пусть будет так, но все равно аниме должно вязаться с музыкой, во что бы то ни стало. В некоторых АМВ я разочаровался, потому что думал, что сериал подойдет под музыку, но выяснилось, что такое сочетание не годится.
Дейв: Хорошо, предположим что тебе осталось сделать в своей жизни один-единственный клип, и все. Каким он будет? Шен: *смотрит как легли карты на столе, падает в обморок. Приходит в себя и пытается ответить на вопрос* Думаю, это был бы клип, который я задумал года 3-4 назад, когда все только начиналось. Песня – A Walk In The Park, исполняет Нами Амуро. Длинная песня, минут на шесть, наверное. Вкратце, это был бы модный показ в исполнении аниме-персонажей. Эта песня играла на показе мод на фестивале Duke ACA (Ассоциация студентов Азии), и с тех самых пор я хотел сделать похожее АМВ. Тогда мне просто хотелось показать анимешных девушек, которые расхаживают туда-сюда, но сейчас, думаю, я бы предпочел задействовать After Effects и добавить к ним что-то вроде подиума. Глупая задумка, но мне она представлялась просто чудесной. Не бомба, конечно, но такой себе слезливый клип с эффектами – думаю вполне. На том шоу я отвечал за свет, и, думаю, добавил бы в клип такую же броскую подсветку, какую тогда устроил на фестивале.
Дейв: Ну что же, Шен, должен сказать, что брать у тебя интервью было одно удовольствие. Ты хотел бы сказать нам что-нибудь на прощание? Шен: Хмм…смотрите не забывайте одевать белье. Было интересно:)
Дейв: И штаны. Дейв: Штаны еще надевайте. Шен: Штаны – это очень важно.
Дейв: Все кругом хотят, чтоб у них была пара хороших штанов. Шен: Белье все равно никто не замечает. А вот на штанах иногда вешают без суда и следствия. Шен: Я точно знаю. Шен: Ладно, Дейв, спасибо за интервью.
Дейв: И тебе спасибо, что был с нами. Шен: Обращайтесь.
Дейв: Народ, сегодня мы болтали с Шеном Ли. Из Kusoyaro Productions. Шен: Буу! Кыш!
Дейв: С вами был Дейв Питерсон. Вы еще клипаете? Тогда мы идем к вам!
Автор интервью (eng): Dave Peterson (Дейв Питерсон)
Перевод: Minstrel
|
реально жёсткий чел...столько клипов налепил что ппц .. вон на орг щас глянул - воистину конвеер какой то :D 81 работа ))))
а перевод и само интервью хороши )) узнал о этом штамповщике много нового ))